Стандарты:
В зависимости от компонентного состава СУГ подразделяются на следующие марки:
- Пропан технический (ПТ) - ГОСТ 20448-90 ;
- Пропан автомобильный (ПА) - ГОСТ 27578-87;
- Пропан-бутан автомобильный (ПБА) - ГОСТ 27578-87;
- Пропан-бутан технический (ПБТ) - ГОСТ 20448-90;
- Бутан технический (БТ) - ГОСТ 20448-90;
- Фракция пропановая А - ГОСТ 27578-87;
- Фракция пропановая Б - ГОСТ 27578-87.
Физические характеристики:
Показатель |
Метан |
Этан |
Этилен |
Пропан |
Пропилен |
н-Бутан |
Изобутан |
н-Бутилен |
Изобутилен |
н-Пентан |
Химическая формула |
СН4 |
С2Н6 |
С2Н4 |
С3Н8 |
С3Н6 |
С4Н10 |
С4Н10 |
С4Н8 |
С4Н8 |
С5Н12 |
Области применения:
1) Наиболее распространенным является использование СУГ в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. Обычно для этого используется смесь пропан-бутан.
2) СУГ используют в качестве аэрозольного энергоносителя. Аэрозолем является смесь активного компонента (духов, воды, эмульгатора) с пропиленом. Это коллоидный раствор, в котором тонкодиспергированные (размером 10 — 15 мкм) жидкие или твердые вещества взвешены в газовой или жидкой, легкоиспаряющейся фазе сжиженного углеводородного газа. Дисперсная фаза — активный компонент, из-за которого и вводят пропеллент в аэрозольные системы, применяющиеся для распыления духов, туалетной воды, полирующих веществ и др.
Преимущества СУГ:
а) Максимально полное сгорание, а следовательно снижается количество вредных выбросов, что особенно важно в случае двигателей внутреннего сгорания в крупных городах, где вопросы экологии имеют первостепенное значение;
б) Снижение нагарообразования на поверхности поршней цилиндров, камеры сгорания и свечей двигателей;
в) Отсутствие конденсации топлива в цилиндрах двигателя (пары сжиженных газов перегреты), при этом не происходит смыва масляной пленки с поверхности поршней и цилиндров, что значительно увеличивает срок службы двигателя;
г) Высокие антидетонационные свойства СУГ по сравнению с бензином, что повышает мощность двигателя и снижает удельный расход топлива.